Публикации учителей

Системно-деятельностный подход в практике работы методической службы
МБОУ «СОШ №7» г. Мирный
Общешкольный проект и … его первые результаты

Санжиева О.Ц.,
заместитель директора по методической работе

Модернизация системы образования сегодня рассматривается как потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия граждан и безопасности страны.
В президентской инициативе «Наша новая школа», в государственной программе РФ «Развитие образования в России на 2013-2020 гг.», в стратегии развития образования  Республики Саха (Якутия) задан новый посыл в развитии российского образования, одним из направлений которого выступает развитие профессионального потенциала педагога.
В своей статье Л.Л. Любимов (доктор экономических наук, профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой макроэкономического анализа НИУ ВШЭ) «Эффективный инструмент создания новой школы» писал: «Что на что меняем? Прежде всего, меняем «почти всеобуч» на деятельностную парадигму, т.е. вчерашний день на завтрашний. Меняем «их учат» на «они учатся». Меняем набивку памяти невостребуемой информацией… на развитие мышления, на повышение IQ. Меняем «запомнил» (и через день забыл) на «знаю и умею». Меняем «а мне все равно» на «хочу сказать, хочу почувствовать, хочу не согласиться». Меняем «Я» на «Я и Ты», на «Я и Мы», «Я и Они». Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Много чего меняем…».
А это, согласитесь, невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. В связи с этим меняются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
В нашей школе обеспечение готовности педагогического коллектива к реализации требований ФГОС проходит посредством реализации общешкольных инновационных проектов: в 2014-2015 учебном году — «Разработка и апробации методик и инструментов формирующего оценивания», в 2015-2016 учебном году — «Корпоративное обучение эффективным практикам». Мы считаем, что в плане методической службы мы согласно требованиям Стандарта должны реализовывать системно-деятельностный подход. В нашем случае это корпоративные формы обучения, которые позволяют развивать личностные качества педагога в ходе педагогического проектирования и группового взаимодействия, самообразования и событийного подхода.
Корпоративное обучение – постоянное повышение квалификации коллектива образовательной организации для решения новых задач. Превращение образовательных организаций в «обучающиеся организации» для того, чтобы эффективно существовать и создавать «обучающиеся сообщества» в современном мире как прообразы будущих «обучающихся наций»
Корпоративное обучение имеет следующие теоретические основания: в русле андрогогической концепции образования взрослых именно формы коллективной и групповой кооперативной деятельности рассматриваются как наиболее эффективные для развития индивидуальности; теория и практика психологии утверждает, что развитие личностных качеств, наиболее эффективные изменения в психике человека происходят не в индивидуальной деятельности, а в групповом взаимодействии. Следовательно, задача развития индивидуальности учителей, их профессионального  роста требует организовать групповые формы обучения, обеспечивающие совместно-разделенную деятельность участников.
Идея корпоративного обучения сегодня особенно эффективно реализуется, когда обучение происходит в рамках проблематики, необходимой образовательному учреждению для развития, в формате инновационной деятельности или опытно-экспериментальной работы, проведения исследований или реализации проектов.
Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала образовательных организаций становится создание собственных центров и программ обучения педагогов на базе собственных  инновационных площадок. Так, в октябре 2014 года школа получила статус Муниципальной инновационной площадки по проекту «Разработка и апробация методик и инструментов формирующего оценивания в рамках реализации требований ФГОС» (приказ №540 МКУ «МРУО» от 20.10.2014 г.), а в по итогам отчета о деятельности инновационной площадки в 2014-2015 учебном году в рамках участия в конкурсе на гранты Главы Республики Саха (Якутия) для образовательных организаций, реализующих инновационные проекты, школе  присвоен статус Кандидат  «Республиканская  инновационная площадка» (приказ МО РС(Я) №01-16/1877 от 28 апреля 2015 г.).
Идея проекта в том, что наши учителя на своем рабочем месте включаются в процесс педагогического проектирования и группового взаимодействия по апробации конкретных научно обоснованных методик и инструментов.
За  два года коллективом школы проделана большая работа: реализованы образовательные проекты по апробации методик и инструментов формирующего оценивания, проведено 8 проектно-обучающих, практико-ориентированных семинаров, районный экспертно-аналитический семинар «Фестиваль педагогических идей», работают творческие мастерские учителей «Формирующее оценивание», «Проектирование современного урока», «Школьная система оценки качества», Фестиваль открытых уроков и учебных занятий, индивидуальные и групповые консультации.
Объявленный в январе-феврале фестиваль “Открытый урок” вызвал неподдельный учительский интерес. И это естественно, ведь именно урок – это то пространство, где в первую очередь проявляется профессионализм учителя и его индивидуальная педагогическая философия, где он может предъявить свое творческое “Я” и реализовать свое представление о смыслах и задачах школьного образования. Это то пространство посредством которого создаются условия для развития компетентностей учителя, повышения его профессионального мастерства, самореализации.
Всего в рамках Фестиваля проведено 22 урока. В номинации «Педагогический дебют» выступили наши молодые учителя: Порядочных В.В., учитель истории и обществознания, Порядочных Ю.Ю., учитель русского языка и литературы, Ринчинова Б.Ц., учитель математики, Ахиярова Э.Р., учитель начальных классов. В номинации «Начальная школа» мы увидели разнообразие проектирования уроков Цындеевой З.К., Баторовой Т.В., Миягашевой В.И., в номинации «Основная школа» — Андроновой Н.Н., Антроповой Т.В., учителей математики, Асочаковой  Е.М., учителя биологии, Манжиковой М.Г., учителя истории, Манжиновой  Н.К., учителя русского языка и литературы, Бочаровой А.В., Мыреевой О.Г., учителей английского языка. Проведены интересные интегрированные уроки учителями   Жарниковой Л.А. и Мальковой Т.А., Степановой П.В. и Савиновой Г.А. Также в рамках фестиваля были представлены учебные занятия по физической культуре (учитель Мальков А.К.); по музыке (учитель Сафиуллина Л.А.); по ИЗО (учитель Санжиев Б.П.); по психологии (педагог-психолог Педюсев С.И.); логопедическое занятие Чудаковой Е.А.
Первое ощущение – все интересно. Как оказалось, учителям есть что сказать друг другу. Из каждого урока мы вынесли какие-то «изюминки», которые все вместе создают эффект удивительного зеркала, отражающего состояние нашего учительского сознания, проявляются ценности, на которые это сознание ориентировано. И это дает пищу для очень серьезных размышлений. Есть материалы, которые выраженно тяготеют к структурам стандартного урока. Большая часть таких уроков направлена на формирование у детей стандартных учебных навыков, на передачу детям тех или иных учебных знаний. Однако даже и в таких материалах рассыпано множество примеров учительского творчества, нестандартных ходов и решений, ярких идей, позволяющих сделать урок более интересным и для детей, и для учителя, активизировать у детей процесс самостоятельного мышления.
А также Фестиваль дал возможность организовать общение педагогов школы и города (что для нас немаловажно) по актуальным вопросам реализации требований нового Стандарта. Всего уроки своих коллег посетили 60 учителей из 6 школ города. Это СОШ №7 – 15 учителей, СОШ №12 – 13 учителей, СОШ №8 – 18 учителей, ПТЛ – 5 учителей, СОШ №26 – 3 учителей, СОШ №1 – 6 учителей. Учителя, посетившие уроки, заполняли «Карту наблюдения урока», выступая, таким образом, в роли общественных экспертов. Коллектив и администрация нашей школы благодарят своих коллег за профессиональные экспертные суждения и оказанную поддержку.
По итогам профессиональной и общественной экспертизы Лучшими уроками Фестиваля названы: урок математики «Расстояние между двумя точками. Масштаб» (учитель Ринчинова Б.Ц.), урок английского языка «Служба спасения» (учитель Мыреева О.Г), урок математики «Четные и нечетные числа»,  (учитель Цындеева З.К.), урок музыки «Два брата – Мажор и Минор» (учитель Сафиуллина Л.А.)
Но наряду с положительными результатами выявлены такие проблемы, как: недостаточный уровень теоретической подготовки педагогов по вопросам ФГОС; недостаточный уровень использования педагогами современных методов, техник, технологий; не все уроки соответствуют требованиям  нового Стандарта.
Проанализировав итоги Фестиваля, мы планируем следующие шаги: вернуться к изучению теоретических основ Стандарта (акция «Мы знаем ФГОС»); провести индивидуальные консультации с педагогическими работниками по вопросам самообразования; организовать работу по дальнейшему проектированию уроков в соответствии с ФГОС (работа в методических «тройках»).
Есть ли что-то, что объединяет всех учителей, участвовавших в Фестивале? Безусловно, да. Это желание понять: «Что на что меняем? Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно»? Это желание найти Эффективный инструмент новой школы.  А способов, которыми можно это сделать, великое множество.