Рекомендации педагога-психолога родителям по профилактике суицидального поведения детей и подростков

Рекомендации педагога-психолога родителям по профилактике суицидального поведения  детей и подростков

Чтобы предотвратить суицид у ребенка, прежде всего:

  1. Внимательно выслушаете решившегося на самоубийство ребенка. В состоянии душевного кризиса любому из нас необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Относитесь серьезно ко всем угрозам. Разговоров на тему самоубийства может и не быть. Любой признак возможно опасности вас должен насторожить. Внимательно отнеситесь ко всем, даже незначительным, обидам и жалобам. Подростки могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  3. Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях. Возможность совершения самоубийства вызывает эмоциональный стресс, поэтому вам надо избавляться от собственных тревог и получить поддержку специалиста. Пусть он решает, насколько реальны ваши опасения.
  4. Постарайтесь определить, насколько серьезны намерения и чувства вашего ребенка и есть ли у него план действий. Конкретный план (в отличие от неопределенного, расплывчатого) – знак реальной опасности.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш ребенок о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
  6. Дайте знать ребенку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  7. Дайте ребенку почувствовать, что вам не все равно. Слушайте с чувством искренности и понимания. Не отталкивайте его. Если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией, помните, что подросток с суицидальными наклонностями редко обращается за помощью к профессионалам. Убедите ребенка в том, что непременно есть такой человек, который может помочь.
  8. Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите ребенка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг.
  9. Не предлагайте упрощенных решений типа: “Все, что тебе сейчас необходимо – это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше”. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например: “Конечно, твой классный руководитель поможет”.
  10. Вас не должны ввести в заблуждение утверждения о том, что кризис уже миновал. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям, поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Что родителю делать нельзя, если для ребенка характерно суицидальное поведение:

  1. Заметив признаки аффективного поведения (непривычные реакции, повышенную нервозность, несдержанность в поступках и словах, выраженное отчаяние), допускать негативное воздействие на ребенка – упрекать, наказывать, надсмехаться, подшучивать и т.д.
  2. Пытаться выступать в роли судьи.
  3. Говорить – “Посмотри на все, ради чего ты должен жить …”.
  4. Оставлять опасные предметы (лекарства, колющие, режущие предметы и др.) там, где находиться подросток, собирающийся покончить жизнь.
  5. Оставлять ребенка, собирающегося покончить жизнь, одного.
  6. Спорить, стараться образумить ребенка, говоря: “Ты не можешь убить себя, потому что …”.
  7. Наталкивать на мысль, говоря: “Пойди и сделай это …”.
  8. Пытаться успокоить ребенка, приводя ему в качестве примера ситуации с проблемами других людей: “У тебя не произошло ничего страшного, а вот у … на самом деле беда”.

Телефоны доверия

Пролистать наверх