Эффект «белой вороны», или буллинг в школе: причины, последствия, помощь.

Не зная в чём её вина
И почему так получилось.
Она живёт совсем одна,

Хотя Вороною родилась.
Есть у неё один огрех,

Он вызов стае оголтелой —
Что не похожа так на всех,

Не может быть Ворона Белой…

(А. Игнатов)

Каждый из нас хранит воспоминания о школьных годах. Считается, что это беззаботный и лёгкий период в жизни человека. Тем временем, у детей в возрасте 8-17 лет наблюдается самый низкий уровень удовлетворённости жизнью. Требования системы образования, постоянная оценка, становление взаимоотношений со сверстниками и социумом в целом нередко приводят к повышенной тревожности и нервным срывам у школьников.  У них в этот период действительно много проблем. Возможно, на фоне картин невыплаченных ипотек и счетов из стоматологических клиник, взрослым всё это кажется мелким и незначительным. Но на уроках, переменах и в интернет-пространстве порой разворачиваются такие трагедии, о которых родителям лучше узнавать вовремя.

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.

Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:

Физический школьный буллинг — умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.; Психологический школьный буллинг — насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Новая разновидность школьного буллинга — кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Различия кибербуллинга от традиционного буллинга обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Для буллинга характерны:

  • Неравенство сил агрессора и жертвы (это не равная схватка двух утверждающихся подростков, а верховенство одного над другим).
  • Повторяемость насилия (не единичные действия, а регулярные издевательства).
  • Острая эмоциональная реакция жертвы (даже незначительные невербальные сигналы подкрепляют действия «булли», так как именно эта реакция является наиболее желаемой целью травли).

Эффект «белой вороны»

Основным стимулом для буллинга является то, что ребёнок не такой, как все. Примеров может быть масса: мальчик-ботаник в классе хулиганов или ребёнок, отличающийся цветом кожи от остальных одноклассников.

Но есть и более редкие примеры, в которых эффект «белой вороны» также будет работать. Например, если в класс отличников-олимпиадников придёт двоечник-хулиган, до запираний в туалете и наклеиваний табличек «Пни меня» на спину может и не дойдёт, но класс сделает всё возможное, чтобы показать, что этот ребёнок чужак и ему здесь не место.

 

 

Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики.

Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

  • Это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
  • Не умеющие сочувствовать своим жертвам;
  • Физически сильные мальчики;
  • Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
  • Желающими быть в центре внимания;
  • Уверенные в своём превосходстве над жертвой;
  • С высоким уровнем притязаний;
  • Мечтающие быть лидерами в классе;
  • Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
  • Дети не признающие компромиссы;
  • Со слабым самоконтролем;
  • Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.

Инициаторы.

Итак, инициаторами травли могут стать:

  • активные, общительные дети, претендующие на роль ли­дера в классе;
  • агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
  • дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб­ный шовинизм или снобизм является результатом соответ­ствующего семейного воспитания);
  • максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Преследователи.

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе­мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей таким образом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К. Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем, кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороны одноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже не хочется».

Жертвы.

Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя.  Типы отвергаемых детей – жертв:

«Любимчик» Еще Януш Корчак, выдающийся польский педагог, писатель и врач начала XX века, в своей книге «Педагогическое наследие» писал, что дети не любят тех сверстни­ков, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.

«Шут» или «козел отпущения». Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.

Озлобленные. Некоторые дети, не сумев установить контакт с однокласс­никами, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэто­му его не замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу.

Наблюдатели.

В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, или технический персонал, даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу.

? Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:

  • научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  • наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
  • участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
  • если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;
  • приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
  • ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
  • повышать самооценку ребёнка;
  • помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
  • не настраивать ребёнка против  его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
  • не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
  • учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

 

? Как надо вести себя родителям, узнавшим, что их ребёнок зачинщик школьного насилия.

Как и родителям ребенка-жертвы, понять причину – почему он стал насильником.

Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности.

Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.

Если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.

Если ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.

Если ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный плеер, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения — что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные плееры есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы ещё просто не было.

Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

 

Детский мир сильно отличается от взрослого. Главное, помнить, что мы тоже были детьми и искали у взрослых поддержки и любви. Мы не были идеальными, но очень хотели быть счастливыми. Помните об этом и будьте мудрыми родителями.

Педагог-психолог  А.В.Хлебникова

 

 

Пролистать наверх