Детская одаренность. Пути развития способностей.

Детская одаренность. Пути развития способностей.

В школьном возрасте одаренных детей насчитывается всего 2-5% от общего количества учащихся, а проблема одаренности детей становится все более актуальной. Появилась настоятельная потребность общества в творческих, деятельных и одаренных, интеллектуально и духовно развитых гражданах. Говоря об одаренных детях необходимо знать критерии «одаренности», чтобы не путать такие понятия как «одаренность» и «способность» ребенка выполнять более сложные задания.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

  Одаренность может быть четырех видов:

Художественная: способности в области художественного творчества, музыки, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность: высокоразвитые способности переработки информации позволяют преуспевать во многих областях знаний, успешность обучения учебным предметам.

Творческая: — большой круг интересов (поведенческие характеристики: большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент.

Социальная одаренность: исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями).

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренным детям чуждо понятие «так принято». Они очень требовательны и к себе, и к окружающим. Часто не проявляют терпимости по отношению к ровесникам, которые мыслят иначе. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это, прежде всего, результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды.

Родители являются первооткрывателями одаренности детей. Они исполняют самую главную роль в становлении и развитии не только одаренности ребенка, но и его личности.

Дом – единственное место, где человек может рассчитывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть, а родители — незаменимый источник этой любви. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы. Задача заключается в том, чтобы вовремя найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка, чтобы он имел здоровое самовосприятие, потому что представление о самом себе — это во многом кристаллизация того, как на нас реагируют другие люди. Хочется подчеркнуть, что одаренные дети более чувственные и уязвимые в социальном плане, потому важно, чтобы в первую очередь родители формировали у них адекватное отношение к себе. Родители тревожатся по поводу одаренности своего ребенка.

Встречаются две крайности: одни родители восхищаются каждым шагом и словом своего чада, усматривая в них проявление неординарности, чуть ли не гениальности и сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку ребенка. В дальнейшем таким детям приходится очень трудно: малейшая неудача может привести к кризису, обиде на всех. Другая крайность не менее опасна: родители не видят «открытий» ребенка или не стараются показывать своего интереса к его успехам, опасливо присматриваются к проявлениям незаурядности ребенка, тем самым не подозревая того, гасят положительные эмоции, радость у ребенка, а это важное условие творчества. Многочисленные вопросы ребенка, которые родителей порой озадачивают, утомляют, есть ни что иное, как проявление творческого склада ребенка. В данном случае необходимо попытаться ответить на все вопросы ребенка и даже привлечь для этого дополнительную информацию, хотя чтение специальной литературы потребует времени и сил. В таком случае труд родителей не напрасен. Это даст в будущем больший эффект.

И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Очень много примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например, отличный слух, прекрасный голос и огромное желание стать артистом, или природный дар отбивать чечетку. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии. Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе. Завершить статью хочется словами К. Маркса: «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться».

 

Краткая памятка родителям

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  2. Оценивайте уровень развития ребенка.
  3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  6. Развивайте в своих детях следующие качества:
  • уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

 

Педагог-психолог А.В. Хлебникова

Пролистать наверх